Защитная собака

Ещё об использовании строгого ошейника.

Строгий ошейник больше нельзя применять в том случае, если у собаки высокая энергия. Его не нужно и собаке, которая умеет переходить от добычного инстинкта к агрессии и наоборот. Исключение составляет ситуация, когда собака “тухнет”, например, из-за несоответствующей физической формы.

О развитии инстинктов.

Когда развивают инстинкты собаки в перспективе, происходят следующие изменения:

схема №22. Развитие начальной энергии инстинкта на протяжении первых 3-х занятий.

1. На первом занятии (первый опыт) собаки начинают с нуля. На этом занятии собака получает положительный опыт, то на следующем занятии у неё опять энергия чуть выше.
2. Занятие начинают уже не с нуля, а у собаки в начале занятия уже есть определённая энергия (классический метод).
3. Если собака и со 2-ого занятия получает положительный опыт, то на следующем занятии у неё опять энергия чуть выше.
“Начальную энергию” посредством классического метода нельзя поднимать бесконечно высоко, но она будет, находится на определённом уровне, если только негативный опыт или, например насыщение её не снизят. Так собака развивается в инстинктах. Посредством, таким образом, построенных занятий энергия собаки будет подниматься всё быстрее и быстрее. Когда собака развита, кривая энергии инстинкта на занятиях упрощённо будет выглядеть так:

схема №23. Общее строение энергии инстинкта на занятии взрослой собаки.

На этом этапе защиты чаще всего уровень инстинктов высокий. Однако от собаки нельзя требовать, чтобы она держалась на 100%-ом уровне энергии 10 минут. Из-за этого в занятии должны быть паузы. Частично это выглядит так:

 

схема №24. Поэтапное развитие энергии на занятиях взрослой собаки.

Во время занятий собака привязана к столбу.
1. Собаку раздражают и посылают в укрытие на облаивание. Собака облаивает фигуранта.
2. Собака получает хватку и поправляет плохую хватку.
3. Собаку нагружают и она борется . Собаке дают команду “дай” и остаётся на высоком уровне инстинкта.
4. Собаке дают укусить рукав (освобождается от напряжения) и она держит рукав.
5. Дрессировщик командует отпустить рукав, отталкивает его и фигурант раздражает собаку.
6. Собака атакует убегающего спиной вперёд фигуранта, фигурант вообще не сопротивляется, если у собаки хорошая хватка, чтобы у собаки энергия инстинкта не слишком поднималась. Фигурант останавливается и собака получает команду “дай”.
7. Дрессировщик подходит к собаке и даёт команду “сидеть”, после чего собака должна прекратить облаивание. В это же время дрессировщик приказывает фигуранту отступить на пару шагов.
8. Наступает пауза, когда надо обратить внимание, чтобы энергия инстинкта не опустилась слишком низко. Собаку укладывают и фигурант заботится о том, чтобы собака была в нужном напряжении, т.е. чтобы её энергия инстинкта не слишком убывала (фигурант, например, может двигаться в не поля зрения собаки). Хороший знак достаточной энергии инстинкта это то, что уши у собаки поставлены торчком. Собака должна сразу выполнить команду “лежать”, при растягивании этого момента “клапан” собаки всё время открыт, и энергия инстинкта выходит. Принуждение – средство для закрытия “клапана” и преграда тому, чтобы собака просто так растрачивала свою энергию. Собака может активно развиваться только в том случае, если постоянно заботиться о том, чтобы в любом случае энергии инстинкта было достаточно.
9. Фигурант останавливается. Дрессировщик держит собаку за обычный ошейник и даёт команду “фас”. Фигурант бежит и в это же время возбуждает собаку (если надо плёткой).
10. Дрессировщик не отпускает собаку, а даёт команду “лежать”.
11. Дрессировщик даёт команду “ищи” и посылает собаку на облаивание, собака облаивает фигуранта.
12. Дрессировщик берёт собаку за ошейник, фигурант убегает спиной, вперёд возбуждая собаку, дрессировщик посылает собаку в атаку. Занятие можно закончить ношением рукава или перейти к пункту13.
13. Фигурант борется с собакой и в конце расслабляет руку с рукавом. Следует команда “дай” и собака отпускает. Занятие можно закончить, дав собаке укусить рукав и его унести с площадки или уйти с собакой с площадки с командой “рядом”.
Выбирая собаке такое занятие, нужно обратить внимание на физическую подготовку и внешние факторы снижающие физическую работоспособность, например, такие как жара. Поэтому такие ситуации как облаивание на высоком уровне энергии инстинкта (с агрессивностью), надо перенести на начало занятия. Опишем энергию инстинкта с помощью следующей кривой:

схема №25. Существенные этапы в занятии взрослой собаки.

Схема в случае быстро загорающейся собаки следующая:
1. Первое облаивание.
2. Исправление техники облаивания.
3. Атака.
Создание неудачи – это всегда используемое средство для поднятия энергии инстинкта, т.к. неудача добавляет агрессии. Неудач надо создавать столько, чтобы в результате получить рост энергии инстинкта, обусловленный добавлением агрессии.
Пример создания неудачи. Собаку раздражают, и фигурант бежит, но дрессировщик не отпускает собаку атаковать, а даёт команду “лежать”. Немного позже собаку посылают на облаивание. Собака облаивает фигуранта, дрессировщик подходит к собаке и берёт её за ошейник, когда фигурант начинает бежать в сторону другого укрытия. Собака видит убегающего фигуранта, но не может бежать за ним, а должна быть на месте (лежать). После этого собаку посылают на облаивание. Дрессировщик подходит к собаке, и здесь нужно решить, нужна ли ещё одна неудача или нет. Если собака физически устала надо увеличить силу раздражителя для достижения нужной энергии инстинкта.
Вопрос: Когда надо начинать собаку обучать, как часто и каким образом?
Инстинкт добычи сам по себе значительно активен , чем защитный инстинкт. Если отталкиваться от того, что чем больше давать раздражителей, тем хуже будет выявляться активность собаки. Ответ на вопрос ясен, надо как можно меньше давать раздражителей и в то же время получить максимум из возможного . Другими словами начинают с того, что “разговаривают” с защитным инстинктом собаки и учат собаку переходу от защитного инстинкта (реактивная агрессия) к добычному. В результате получают определённую смесь из добычного и защитного инстинктов. Фигурант должен беспокоится о том, чтобы собака переходила на добычной инстинкт именно до хватки рукава. Этого можно добиться, давая собаке раздражители добычного инстинкта (движение рукава) и используя раздражители защитного инстинкта.

 

часть 5

Х. Райзер


Другие статьи о немецкой овчарке:

О выставках и экспертизе немецких овчарок

Как найти свою немецкую овчарку (особенности приобретения щенка)

Начальное обучения щенка немецкой овчарки

О рабочих качествах немецкой овчарки